отрывок из цикла прозаических миниатюр:
"... не судите, да не судимы будете."
* * *
Отпевали пожилую покойницу.
В храме – священник, да служка. Немногочисленные родственники и несколько отзывчивых помощников-мужчин, из их друзей – прижизненно знававших добросердечную старушку. Да еще две местные прихожанки, одна - помоложе, другая - постарше. Которые, как было известно, сдружились незадолго до тяжкой еще болезни этой пожилой женщины. То ли на отдыхе в подмосковном пансионате, то ли в паломничестве к Сергию Радонежскому...
В пустынно-просторном храме горят свечи. И блики печали отсвечиваются в ликах икон.
-В е ч н а я п а м я т ь...
Скорбным эхом уходит под купол, где воскресший Христос - в праздничном одеянии принимает заупокойную молитву о новопреставленной душе. Лик его светел и торжественен.
Горьким беззвучием льются обильно тихие слезы – единственной из мало-мальски близких родовых корней по-семейной иерархии, внучатой племянницы. Они не нарушают стройности заупокойной службы...
-В е ч н а я п а м я т ь...
И в этой печальной благости - последних христианских действ, эховой гулкостью:
Бум... Бум... Бум...
То одна из прихожанок, молясь коленопреклоненно, отбивает истово звучные поклоны - лбом... о земь - о церковный пол.
Солидные мужчины - хотя и крещенные в далеком их детстве, но по атеистически-советским временам не воцерковленные, таращатся на это зрелище с интересом - искреннего удивления.
Но, заупокойная служба не так и коротка. И их начинает разбирать непристойность смешливости, неприличествующая - ни месту, ни времени. Понимая печальность житейского момента, они переговариваются вполголоса, обмениваясь своими впечатлениями:
-Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.
Беззлобность этой расхожей поговорки, звучит сверх кощунственно, заставляя внучатую племянницу покойницы, шикнуть на внезапно развеселившихся охальников.
И они, виноватясь, так же тихо поочередно извиняются, как и недоуменно восклицают:
-Чудна'я баба!..
И потихоньку выходят по одному - друг за другом, на улицу - покурить...
Разве им объяснить?! Что та прихожанка... моложавая и в общим-то небезынтересная еще женщина... так странно и непривычно одетая во все черное - с головы до пят... вот уже 5-6 лет, как схоронила - погибших в автомобильной катастрофе и мужа и детей. Что поначалу от горя хотела наложить на себя руки... даже и не осознавая, христиански-человеческого ужаса, затянувшегося депрессивного - душепомрачения... от безысходностей жгущих её болей... так внезапно опустошивших, былую когда-то семейной и матерински-счастливой, жизнь... окрасив в мрачно-черный цвет вдовьего её одиночества.
Лишь придя однажды в этот православный храм, да выплакав, казалось бы, иссякнувшие на тот момент слезы отчаяния, она обрела наконец-то очищение и от грешности самоубийственных помыслов, и от затянувшегося её долгого отчаяния. Только здесь и нашла она свое утешение. Молитвами, да церковно-приходской работой. С ними она и оттаяла - к жизни. А до того её состояние укладывалось в суть: есть, спать и плакать – до полного, иссушающего глаза, душу и сердце, и разум – изнеможения...
Бум... Бум... Бум...
Глухие удары о земь - об пол...
И я отмеряю - скудость моих знаний об этой, одетой во все черное, моложаво-красивой женщине, слышанную только раз и однажды... когда она впервые появилась в нашем доме – в помощь батюшке, приехавшему с ней и той второй прихожанкой – что немногим постарше её... для соборования с причастием - моей тяжелобольной двоюродной бабушки.
Бум... Бум... Бум...
Глухие удары о земь – об пол...
Июль 2005
Людмила Солма,
Москва, Россия
член МГО Союза писателей России, Творческого клуба «Московский Парнас», РОФ содействия развитию современной поэзии «Светоч»
«...ПОЭЗИЯ, как мы все понимаем – НЕ ТОЛЬКО <глаза, да слух> РАДУЕТ,
НО И НАПРЯГАЕТ - МЫСЛЬЮ, а иначе какой от неё прок?
разве только - витиеватость <кустистого> стихоплетства.» (Revaty Alrisha, из письма "Амстердам августа 02-го...")
Прочитано 3942 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Студентки - Таисия Кобелева У новелі «Студентки» образ Єви-Ніколь і її брата Джеймса, як іноземців, я вибрала не просто так. Кожна людина, стаючи християнином, отримує від Бога якесь завдання, щоб виконати Його план спасіння людства. Іноді людина виконує це завдання далеко віл свого дому. Ніколь не вважала це місто своїм домом назавжди, вони з братом постійно чекали можливості повернутись на Батьківщину. Так само кожен християнин вважає Землю своїм тимчасовим домом. Тут він виконує Божий задум для нього, адже всі люди народились не просто так.\\r\\n В образі Джеймса показаний той старший брат, про якого мріє кожен. Джеймс опікується своєю сестрою і докладає до її навчання чималих зусиль. Він став опорою своїй молодшій сестрі, яка сама б не вижила в чужій країні і чужому місті.\\r\\n Коли Єва познайомила Лізу, а Джеймс Олега, з Богом, вони виконали своє завдання тут і могли повернутись додому.\\r\\n Ліза і Настя на початку твору – символи дівчат, які вважають, що усім для повного щастя, не вистачає бойфренда. Тому вони більше ніяк не могли пояснити веселий настрій своєї сусідки.\\r\\n Ліза – людина, яка шукає сенс свого життя, шукає наполегливо. Будучи на дні відчаю, вона спочатку піддається йому і кидається на Єву з ножем, потім кидає її під машину. Злякавшись свого вчинку, дівчина трішки бере свої відчуття під контроль і зривається на Насті. На самому дні відчаю Бог подав їй свою Руку через пісню, яку вона почула через відкриті вікна Дому Молитви. Там лунала пісня Олександра Бейдика «Отпусти».\\r\\n Настя – образ впертих людей, яким не жаль нікого, крім себе. Однак в кінці твору вона теж приходить до Бога.\\r\\n
Коллектор - Иван Борисов Рассказ-аллегория написан, исходя из проповедей моего пастора.
Написан он от первого лица, чтобы читатель мог поставить себя на место действующего лица. Также, на протяжении всего сюжета не произносилось ни одного слова. Это прообраз того, что грех начинается с мысли.